Уважаемый пользователь! Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer. Дальнейшее использование этого браузера влечет за собой высокий риск заражения Вашего компьютера вирусами. Чтобы сделать пребывание в Интернете более удобным и безопасным, рекомендуем установить себе обновленную версию Internet Explorer.

Моя акустика

В этой заметке я вкратце попробую рассказать о пути, который пришлось пройти для удовлетворения своих скромных аудиофильских желаний, а конкретно расскажу об изготовленной мной акустической системе.

Небольшая предыстория. Как и у многих самоделкиных мой путь также начался с тщетной попытки модернизации шедевров советской школы колонкостроения. Несчастной подопытной, которую пришлось препарировать, была замечательная АС Электроника 25АС-126, как это часто бывает, доставшаяся по наследству. В свое время это была классика трехполосной системы, выполненная в оформлении "закрытый ящик". Как поведали мне люди, для которых эта АС была тогда в новинку, сия система отличалась весьма недурственным звуком по сравнению со своими тогдашними одноклассниками. Однако когда она досталась уже мне (а досталась она в относительно приличном состоянии), то звук ее мне категорически не понравился: невнятные ВЧ, гнусавые СЧ, бубнящие НЧ. В общем, далее последовал классический путь модернизации таких АС: укрепление и реставрация корпуса, демпфирование, замена проводов, минимальная реставрация динамиков, модернизация и последующая переделка кроссовера и т.д. и т.п. Надо признать, что все-таки эти усилия в оконцовке дали свои плоды (в большей степени в познании азов звукостроения), однако звучание так и оставляло желать лучшего, хотя качественно сильно отличалось от оригинальных 25АС-126 в лучшую сторону.

К тому времени я уже обзавелся некоторым опытом в области звука, т.е. некоторые манипуляции с АС уже делались не наобум, а с попыткой применять здравый смысл и академический подход. Был приобретен небольшой измерительный комплекс в виде измерительного микрофона и усилителя для него. Сей комплекс позволил измерить то, что обычно называют «невнятным звучанием», «чего-то не хватает» и т.д. Измерения выявили как собственно некоторую паршивость использованных штатных динамиков, так и конструктивные недочеты корпуса. Не будем сильно в это углубляться, замечу только, что одной из основных ошибок была заложена в конструкцию лицевой панели АС, которая способствовала образованию некого рупора вокруг динамиков, что сильно искажало АЧХ динамиков. Долгая возня с лицевой панелью практически ничего не дала, а полное изъятие этой панели из конструкции добавляло массу других проблем, в том числе и эстетических.

Надо признаться, что поскольку все это для меня не более чем хобби, то все описанные выше и ниже процедуры делались очень постепенно и неторопливо. Пара абзацев сверху описывает процесс, который растянулся в общей сложности года на полтора.

И вот однажды было принято волевое решение, что надо строить АС с нуля. Сразу хочется признаться, что это было именно принципиальное решение, т.к. покупка готовой АС из магазина для меня казалось просто неинтересным, в том числе и многие представленные в магазинах АС либо не укладывались в мое понимание о перфекционизме, либо были слишком дороги.

Я предпочитаю звук в оформлении "закрытый ящик", поэтому это же оформление было использовано в новом проекте. Что касается выбора динамиков, то он немножко необычен. АС трехполосная, и в качестве ВЧ был выбран керамический динамик Visaton KE 25 SC/8, в качестве СЧ титановый динамик Visaton TI 100/8. Cам Visaton эти динамики позиционирует в класс Hi-End, однако некоторая часть общественности с этим соглашается не сразу, да – динамики имеют определенные особенности, их нужно "готовить", хотя стоимость их не далеко ушла от образцов Vifa, Seas и прочих Scan-Speak. В качестве НЧ секции был выбран бумажный 8-ми дюймовый Peerless 830884 из серии HDS Exclusive. По расчетам НЧ динамик подходил под оформление закрытый ящик. В общем, да - наборчик спорный, но вот таков есть.

Первая задача была, собственно, создание пробного корпуса под все это дело. Для этого был закуплен нужной толщины лист МДФ, разрезан по меркам на мебельной фабрике. Далее детали были собственно ручно отфрезерованы, проделаны все необходимые отверстия, склеены/скручены. В итоге на свет был рожден вот такой прототип:

В построении корпуса я применил весь известный мне на тот момент шик в области знаний о корпусостроении: МДФ толщиной 25 мм, внутренне покрытие из войлока, в качестве наполнителя - овечья шерсть, динамики крепятся через прокладки пористой резины на шестигранные винты (не саморезы), которые вкручиваются в специально вделанные втулки, сам корпус двухкамерный. Помня о проблеме интерференции и фазовых искажений еще по 25АС-126, фланцы динамиков утоплены в лицевую панель заподлицо, углы лицевой панели скошены.

Разработка кроссовера была осуществлена с использованием идей, которые предлагает сам Visaton в своих конструкторах, однако в итоге мое техническое решение имеет ряд отличий и доработок, которые производились уже путем методичных прослушиваний, измерений, подбором компонентов схемы и т.д. Для этого плата кроссовера была вынесена за пределы АС, чтобы было удобно с ней работать.

Надо признаться, что этот этап (проектирование кроссовера) оказался наиболее длительным, процесс шёл крайне постепенно, все время что-то то не нравилось, то было желание просто поэкспериментировать, то вообще хотелось взяться за топор. Тем более трехполосный кроссовер, да еще с фильтрами разных порядков и множеством корректирующих цепочек, оказался еще той штукой! Применялся весь имеющийся у меня инструментарий: от моделирования в специализированном ПО, до измерений микрофоном шумоподобных сигналов, да и просто прослушивание.

Когда в итоге синтез кроссовера подошел к некому концу (тут как с ремонтом: нельзя закончить – можно только прекратить), была осуществлена финишная отделка корпуса АС и окончательная сборка. Уже в процессе эксплуатации кроссовер не единожды дорабатывался. Вид последней версии кроссовера:

Итоговая АС после отделки получилась вот такой:

АС установлена на специализированные стойки, которые изготовлены из целиковой стальной фермы (толщина стали около 10 мм), заполненной песком (собранным в новолунье на Ладожском озере, шутка). Между АС и стойкой, и между стойкой и полом – шипы.

АЧХ акустической системы:

И вот спустя примерно пол года с момента прихода первой мысли о проекте передо мной стояла завершенная АС, но вот только одна, а, как известно, для стерео нужно две. Изготовление второй АС уже не такой захватывающий и интересный процесс, скорее это было похоже на рутину, т.к. надо было все в точности аккуратно повторить. На изготовление второй АС ушло меньше месяца. И в итоге образовался вот такой комплекс:

Да, некоторым кажется довольно странным такое расположение АС, однако благодаря широким диаграммам направленности динамиков и расположению слушателя по центру система дает весьма глубокую сцену, ну а детальность звучания этой конструкции даже сравнивать нельзя с тем, что издавали 25АС-126. Благодаря долгим ковыряниям с кроссовером удалось практически избавится от характерных проблем динамиков, изготовленных из неклассических материалов. Форм-фактор этих АС сложно определить, я бы назвал их полочниками-переростками.

Все это дело подключено к усилителю ROTEL RA-06, который также в последствии был подвергнут глубокой модернизации, и уже с классическим ROTEL’ом по звучанию имеет мало общего. Но это уже другая история.

Взглянув на все это уже с высоты сегодняшних дней (проект был закончен в 2008 году) видятся некоторые промашки или моменты, которые можно было исполнить немного по-другому. Однако АС свою задачу выполняют, способны отыграть достаточно сложные инструментальные партии, не превращая все в кашу. Да, басовая составляющая не рвет слушателю грудную клетку, однако обладает свойственной закрытому ящику хорошей артикуляцией. В общем, система пока играет и радует своего хозяина, т.е. меня.

Всем самоделкиным желаю успехов в своих начинаниях и продолжениях!

Дмитрий Иванов © 2010

Комментарии

Alfred Volobueff // 09.01.2012 12:30:35

Шедевр!

уж как по звучанию - только представить могу, но описание процесса и результатов предполагает.

Спасибо!

NickUasse // 05.07.2013 10:47:23

Я бы купил вот такое. Не просто самодельное, а сделанное под себя и с душой. Делать самому угол кривизны рук не позволяет, а купить промышленный аналог дорого.

Евгений // 30.07.2013 11:29:26

Спасибо, отличная статья! Очень интересно, сам где-то в глубине души мечтаю о подобном. У вас пытливый ум и золотые руки. Скажите, если я спрошу о том, примерно в какую сумму вылилась вся эта затея-это будет очень неэтичным?

Dmitry Ivanov // 03.08.2013 12:06:51

Евгений, а чтобы самого себя не пугать я бросил в свое время затею все это считать :) Так что не знаю ответа на ваш вопрос, но точно в категорию «бюджетно» это все дело не попадает.

Valery // 18.11.2013 07:51:13

Респект!

А как звучит керамический твиттер?

В отличии-от шелковых

Dmitry Ivanov // 19.11.2013 11:43:10

Valery, звук по началу может показаться жестковатым, однако при этом с очень хорошей детализацией. Чтобы смягчить на свой вкус я специально слегка завалил АЧХ керамического динамика примерно после 12 кГц.

Игорь // 19.12.2014 11:07:36

Подскажите, как «завалили» АЧХ?

Dmitry Ivanov // 20.12.2014 08:44:24

Игорь, LR фильтр в параллель с резистором в цепи ВЧ динамика. Сопротивление L (индуктивности) зависит от частоты, подбираем так, чтобы оно сказывалось на подъеме АЧХ динамика, тем самым опускаем «заваливаем» АЧХ.

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:
Ваш адрес электронной почты:
Опубликован не будет!
Текст:
Введите код с картинки: