Уважаемый пользователь! Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer. Дальнейшее использование этого браузера влечет за собой высокий риск заражения Вашего компьютера вирусами. Чтобы сделать пребывание в Интернете более удобным и безопасным, рекомендуем установить себе обновленную версию Internet Explorer.

Моя акустика

В этой заметке я вкратце попробую рассказать о пути, который пришлось пройти для удовлетворения своих скромных аудиофильских желаний, а конкретно расскажу об изготовленной мной акустической системе.

2010

Небольшая предыстория. Как и у многих самоделкиных мой путь также начался с тщетной попытки модернизации шедевров советской школы колонкостроения. Несчастной подопытной, которую пришлось препарировать, была замечательная АС Электроника 25АС-126, как это часто бывает, доставшаяся по наследству. В свое время это была классика трехполосной системы, выполненная в оформлении "закрытый ящик". Как поведали мне люди, для которых эта АС была тогда в новинку, сия система отличалась весьма недурственным звуком по сравнению со своими тогдашними одноклассниками. Однако когда она досталась уже мне (а досталась она в относительно приличном состоянии), то звук ее мне категорически не понравился: невнятные ВЧ, гнусавые СЧ, бубнящие НЧ. В общем, далее последовал классический путь модернизации таких АС: укрепление и реставрация корпуса, демпфирование, замена проводов, минимальная реставрация динамиков, модернизация и последующая переделка кроссовера и т.д. и т.п. Надо признать, что все-таки эти усилия в оконцовке дали свои плоды (в большей степени в познании азов звукостроения), однако звучание так и оставляло желать лучшего, хотя качественно сильно отличалось от оригинальных 25АС-126 в лучшую сторону.

К тому времени я уже обзавелся некоторым опытом в области звука, т.е. некоторые манипуляции с АС уже делались не наобум, а с попыткой применять здравый смысл и академический подход. Был приобретен небольшой измерительный комплекс в виде измерительного микрофона и усилителя для него. Сей комплекс позволил измерить то, что обычно называют «невнятным звучанием», «чего-то не хватает» и т.д. Измерения выявили как собственно некоторую паршивость использованных штатных динамиков, так и конструктивные недочеты корпуса. Не будем сильно в это углубляться, замечу только, что одной из основных ошибок была заложена в конструкцию лицевой панели АС, которая способствовала образованию некого рупора вокруг динамиков, что сильно искажало АЧХ динамиков. Долгая возня с лицевой панелью практически ничего не дала, а полное изъятие этой панели из конструкции добавляло массу других проблем, в том числе и эстетических.

Надо признаться, что поскольку все это для меня не более чем хобби, то все описанные выше и ниже процедуры делались очень постепенно и неторопливо. Пара абзацев сверху описывает процесс, который растянулся в общей сложности года на полтора.

И вот однажды было принято волевое решение, что надо строить АС с нуля. Сразу хочется признаться, что это было именно принципиальное решение, т.к. покупка готовой АС из магазина для меня казалось просто неинтересным, в том числе и многие представленные в магазинах АС либо не укладывались в мое понимание о перфекционизме, либо были слишком дороги.

Я предпочитаю звук в оформлении "закрытый ящик", поэтому это же оформление было использовано в новом проекте. Что касается выбора динамиков, то он немножко необычен. АС трехполосная, и в качестве ВЧ был выбран керамический динамик Visaton KE 25 SC/8, в качестве СЧ титановый динамик Visaton TI 100/8. Cам Visaton эти динамики позиционирует в класс Hi-End, однако некоторая часть общественности с этим соглашается не сразу, да – динамики имеют определенные особенности, их нужно "готовить", хотя стоимость их не далеко ушла от образцов Vifa, Seas и прочих Scan-Speak. В качестве НЧ секции был выбран бумажный 8-ми дюймовый Peerless 830884 из серии HDS Exclusive. По расчетам НЧ динамик подходил под оформление закрытый ящик. В общем, да - наборчик спорный, но вот таков есть.

Первая задача была, собственно, создание пробного корпуса под все это дело. Для этого был закуплен нужной толщины лист МДФ, разрезан по меркам на мебельной фабрике. Далее детали были собственно ручно отфрезерованы, проделаны все необходимые отверстия, склеены/скручены. В итоге на свет был рожден вот такой прототип:

В построении корпуса я применил весь известный мне на тот момент шик в области знаний о корпусостроении: МДФ толщиной 25 мм, внутренне покрытие из войлока, в качестве наполнителя - овечья шерсть, динамики крепятся через прокладки пористой резины на шестигранные винты (не саморезы), которые вкручиваются в специально вделанные втулки, сам корпус двухкамерный. Помня о проблеме интерференции и фазовых искажений еще по 25АС-126, фланцы динамиков утоплены в лицевую панель заподлицо, углы лицевой панели скошены.

Разработка кроссовера была осуществлена с использованием идей, которые предлагает сам Visaton в своих конструкторах, однако в итоге мое техническое решение имеет ряд отличий и доработок, которые производились уже путем методичных прослушиваний, измерений, подбором компонентов схемы и т.д. Для этого плата кроссовера была вынесена за пределы АС, чтобы было удобно с ней работать.

Надо признаться, что этот этап (проектирование кроссовера) оказался наиболее длительным, процесс шёл крайне постепенно, все время что-то то не нравилось, то было желание просто поэкспериментировать, то вообще хотелось взяться за топор. Тем более трехполосный кроссовер, да еще с фильтрами разных порядков и множеством корректирующих цепочек, оказался еще той штукой! Применялся весь имеющийся у меня инструментарий: от моделирования в специализированном ПО, до измерений микрофоном шумоподобных сигналов, да и просто прослушивание.

Когда в итоге синтез кроссовера подошел к некому концу (тут как с ремонтом: нельзя закончить – можно только прекратить), была осуществлена финишная отделка корпуса АС и окончательная сборка. Уже в процессе эксплуатации кроссовер не единожды дорабатывался. Вид последней версии кроссовера:

Итоговая АС после отделки получилась вот такой:

АС установлена на специализированные стойки, которые изготовлены из целиковой стальной фермы (толщина стали около 10 мм), заполненной песком (собранным в новолунье на Ладожском озере, шутка). Между АС и стойкой, и между стойкой и полом – шипы.

АЧХ акустической системы:

И вот спустя примерно пол года с момента прихода первой мысли о проекте передо мной стояла завершенная АС, но вот только одна, а, как известно, для стерео нужно две. Изготовление второй АС уже не такой захватывающий и интересный процесс, скорее это было похоже на рутину, т.к. надо было все в точности аккуратно повторить. На изготовление второй АС ушло меньше месяца. И в итоге образовался вот такой комплекс:

Да, некоторым кажется довольно странным такое расположение АС, однако благодаря широким диаграммам направленности динамиков и расположению слушателя по центру система дает весьма глубокую сцену, ну а детальность звучания этой конструкции даже сравнивать нельзя с тем, что издавали 25АС-126. Благодаря долгим ковыряниям с кроссовером удалось практически избавится от характерных проблем динамиков, изготовленных из неклассических материалов. Форм-фактор этих АС сложно определить, я бы назвал их полочниками-переростками.

Все это дело подключено к усилителю ROTEL RA-06, который также в последствии был подвергнут глубокой модернизации, и уже с классическим ROTEL’ом по звучанию имеет мало общего. Но это уже другая история.

Взглянув на все это уже с высоты сегодняшних дней (проект был закончен в 2008 году) видятся некоторые промашки или моменты, которые можно было исполнить немного по-другому. Однако АС свою задачу выполняют, способны отыграть достаточно сложные инструментальные партии, не превращая все в кашу. Да, басовая составляющая не рвет слушателю грудную клетку, однако обладает свойственной закрытому ящику хорошей артикуляцией. В общем, система пока играет и радует своего хозяина, т.е. меня.

Всем самоделкиным желаю успехов в своих начинаниях и продолжениях!

2022

И вот прошли годы. Я уже давно переехал в другую квартиру, куда собственно и перенес и свою АС, которую вот уже больше 10 лет продолжаю с удовольствием слушать. Конечно с высоты сегодняшнего времени ясно, что в системе есть просчеты, в основном по басовой составляющей. Выбранный басовый динамик по своим параметрам все-таки находится на границе возможности использовать его в закрытом ящике.

Поэтому я принял решение дополнить систему сабвуфером, превратив ее таким образом в трифонник. На рынке много различных сабов, но мне было важно, чтобы акустическое оформление у саба тоже было закрытый ящик, а также подключение к усилителю осуществлялось по высокоуровневому входу. Задача саба не заменить низкочастотную область моих АС, а дополнить ее. Поэтому, разумеется, необходима регулировка среза частоты его работы. Самостоятельно изготавливать саб уже не хотелось, тем более если ввязываться снова в конструирование, то логичнее было бы переделать искомые АС, учтя ошибки. Решить проблему все-таки хотелось малой кровью. В итоге выбор пал на небольшой, но на мой взгляд крайне удачный сабвуфер REL T5.

REL T5 представляет собой элегантный кубик, с расположенным в пол динамиком. В интернете полно обзоров этого саба. С своей стороны скажу только, что он полностью оправдал мои ожидания. Он превосходно вписался в мою систему, и его работа не столько деликатна, что порой кажется что саба и нет. Однако четко заметно, если его просто выключить. Благодаря этому дополнению АС получила ту самую деликатную фундаментальность, которой ей так не хватало. Частота среза настроена около 35-40 Гц.

Сабвуфер установил в одну линию с основными АС. При такой установке с учетом конструкции самого саба (динамик в пол) необходимо переключить поворот фазы на 180 градусов, тогда саб будет играть согласованно с АС. Такая возможность есть на данном сабвуфере.

Сначала согласовал саб на слух. Необходимо подобрать частоту среза так, чтобы сам саб играл в недоступном частотном диапазоне основной АС. Для этого включал музыку, в которой есть различные басовые партии и подбирал регулировку так, чтобы не было слышно явного бубнения, которое возникает при симфазном звучании динамических головок основной АС и саба, потом так же на слух подбирал усиление, на свой вкус, чтобы баса не было слишком много или мало. Разумеется, как сторонник академического подхода, я все-таки в итоге достал свой измерительный комплекс и уже произвел досогласование при помощи измерительного микрофона, смотря на графики частотного анализатора. В целом получилось достаточно неплохо.

Измерительный микрофон Behringer EMC8000 и звуковой интерфейс Behringer U-Phoria UMC22 USB, анализатор спектра TrueRTA. Измерения показали, что в целом на слух все получилось достаточно точно.

На сегодняшний день очередная небольшая доработка дала очередной скачек в качестве звучания системы. На данный момент система работает в тандеме с интегральным усилителем Noosfera A12.

Дмитрий Иванов © 2010-2022

Комментарии

Alfred Volobueff // 09.01.2012 12:30:35

Шедевр!

уж как по звучанию - только представить могу, но описание процесса и результатов предполагает.

Спасибо!

NickUasse // 05.07.2013 10:47:23

Я бы купил вот такое. Не просто самодельное, а сделанное под себя и с душой. Делать самому угол кривизны рук не позволяет, а купить промышленный аналог дорого.

Евгений // 30.07.2013 11:29:26

Спасибо, отличная статья! Очень интересно, сам где-то в глубине души мечтаю о подобном. У вас пытливый ум и золотые руки. Скажите, если я спрошу о том, примерно в какую сумму вылилась вся эта затея-это будет очень неэтичным?

Dmitry Ivanov // 03.08.2013 12:06:51

Евгений, а чтобы самого себя не пугать я бросил в свое время затею все это считать :) Так что не знаю ответа на ваш вопрос, но точно в категорию «бюджетно» это все дело не попадает.

Valery // 18.11.2013 07:51:13

Респект!

А как звучит керамический твиттер?

В отличии-от шелковых

Dmitry Ivanov // 19.11.2013 11:43:10

Valery, звук по началу может показаться жестковатым, однако при этом с очень хорошей детализацией. Чтобы смягчить на свой вкус я специально слегка завалил АЧХ керамического динамика примерно после 12 кГц.

Игорь // 19.12.2014 11:07:36

Подскажите, как «завалили» АЧХ?

Dmitry Ivanov // 20.12.2014 08:44:24

Игорь, LR фильтр в параллель с резистором в цепи ВЧ динамика. Сопротивление L (индуктивности) зависит от частоты, подбираем так, чтобы оно сказывалось на подъеме АЧХ динамика, тем самым опускаем «заваливаем» АЧХ.

Владимир // 19.03.2018 04:22:44

Охотно верю автору и поздравляю с завершением проекта. Но, меня несколько удивляет, что лучшие в мире советские инженеры, обладая огромным багажом знаний, измерительными камерами, производственной базой, сделали третьесортные колонки типа «Электроника 25АС-126» первого класса, судя по маркировке. А простой дилетант, который никогда не занимался звукотехникой, не обладает производственной и измерительной базой, легко может их улучшить и даже сделать лучше. Интересно было бы посмотреть АЧХ оригинальных и доработанных 25АС-126. Интересно было бы узнать объем новых акустических систем, увидеть схему кроссовера. Я тоже планировал собрать на этих динамиках акустику. Только в качестве вч динамика думаю поставить Visaton MHT 12/8 ...

Dmitry Ivanov // 20.04.2018 07:08:29

Владимир, несколько спорное мнение у вас получилось. Во-первых, для своего времени 25АС-126 были очень даже приличными АС, но в то же время советские инженеры были во многом ограничены, в том числе и в элементной базе. Во-вторых, как я отметил в статье: особо улучшить у меня их так и не получилось. Более того, могу смело сказать, что и новый проект, в которое переросла модернизация, тоже очень далек от совершенства. С высоты сегодняшнего дня для себя уже вижу массу тенических просчетов. Обычно конструктор АС, если он этим занимается систематически, прокладывает свой путь через серию продуктов, которые со временем начинают казаться избыточно ошибочными. Так и я, простой любитель, сегодня бы новые АС строил бы уже несколько иначе, благо человечеством накоплен большой багаж знаний по конструкциям АС, и эти знания в принципе доступны. Чего кстати все-таки не было у советских инженеров тогда. В принципе неплохое описание 25АС-126 можно глянуть тут: http://ldsound.ru/25-as-126-elektronika/ Там в том числе приведена и АЧХ. Мои измерения принципиально ее воспроизводили, и никакими методами побороть те два провала и горб у меня не получилось. Провалы, например, обусловлены банально спорной конструкцией лицевой панели.

Юрий Ко // 24.08.2018 02:18:52

Да, Дмитрий. Здесь затронута основная тема - уверенность в промышленном (фирменном) изделии и, в лучшем случае, снисходжение к трудам самоделкина. Понимаю о каких недочетах промизделий идет речь. Сегодня все производство - чистый маркетинг. Устройств доведенных до лучших показателей мало. Их можно улучшать. Мне нравится ваша работа и серьезное отношение к результату (фраза про взять топор). И внешний вид построенной акустики. Нравится в том плане, что являюсь любителем звука и самоделкиным. Если заинтересует - добро пожаловать: https://vk.com/id459193228

Николай // 02.05.2023 10:39:37

все очень занимательно. спасибо Дмитрий за интересный опыт

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:
Ваш адрес электронной почты:
Опубликован не будет!
Текст:
Введите код с картинки: